decor
1938

Система Станиславского

Реформатор театра

Константин Станиславский вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель, теоретик и педагог.

Именно он стал создателем знаменитой актерской системы, которая до сих пор пользуется огромной популярностью, причем не только в России. Многие мировые знаменитости не скрывают, что обязаны своим успехом и славой Станиславскому, ведь благодаря его системе их работы были отмечены престижными наградами.

Театр, в который пришел Станиславский был наполнен   рутиной  и штампами, актеры  знали,  где нужно эффектно произнести фразу, где зарыдать, где заломить руки, стоя у рампы, завывали текст и все время обращались к суфлеру. Театр был «покрыт пылью и плесенью». Никакой жизненной правды!

Все мы слышали про систему Станиславского и его знаменитое «Не верю!», но,  по сути,  не знаем, в чем она заключается. А ведь говорят, что он для театра всё равно, что Пушкин в литературе, или Ломоносов в науке.
Если двумя словами, то именно Станиславский вдохнул жизнь на театральные подмостки: декорации и костюмы были подробными и практически настоящими. Над озером стояла луна, на лугу трещали цикады, а в камине горел настоящий огонь…

Станиславскмй-012.jpg 948.65 KB


Основным его постулатом стало правило не играть, а проживать на сцене, не притворяться, а по-настоящему чувствовать. Роль  строилась на жизненном опыте актёра, поэтому, если артист что-то не знает, ему требуется изучить профессию или образ жизни героя,  понять его, его мотивы, идеи, а не навязывать ему свои. Чтобы зритель верил происходящему, актер должен залезть в шкуру своего героя и не просто понимать, а жить его эмоциями, переживать то, что происходит с персонажем.

Актёр должен знать (если это не указано в пьесе — придумать) все обстоятельства, в которых находится его персонаж. И это мы слышали – «предлагаемые обстоятельства».

Очень важная особенность актёрской игры — переживание «здесь и сейчас». Актёр уйдет от штампов и каждый раз будет играть по-новому и получать удовольствие от своей работы.

Чтобы роль получалась максимально «живой» и интересной для зрителя, актёр должен использовать свою наблюдательность (замечать в жизни какие-то интересные ситуации, интересных, «ярких» людей и т. д.) и память. А еще чувствовать партнера.

Идеи Станиславского проникли в умы режиссеров по всему миру . В итоге театральные школы многих стран  базируются именно на системе Станиславского.

Известные голливудские звезды не раз признавались, что их блестящая карьера, мировая любовь и слава стали результатом использования уникальной системы. Например, Аль Пачино часто в своих интервью поправляет журналистов:  «Я не из Голливуда, я – из Станиславского».

Под влиянием системы Станиславского свой метод создал Ли Страсберг – учитель всех звезд Голливуда, от Аль Пачино до Джека Николсона.

Станиславскмй-062.jpg 423.76 KB


Поклонники многих голливудских звезд знают, на что идут их кумиры, чтобы идеально вживаться в образ своих киногероев. Процесс подготовки к роли достаточно длительный, порой для отождествления себя с персонажем актеры тратят от месяца до года.

Например, чтобы сыграть парализованного художника, Дэниел Дэй-Льюис несколько недель не вставал с инвалидного кресла. А вжиться в роль «Последнего из могикан» ему помогли полгода жизни в лесу, где он питался в буквальном смысле подножным кормом.

Ярым поклонником системы Станиславского является актер Роберт Де Ниро. Перед съемками в фильме «Таксист» он не просто получил лицензию таксиста, но еще и по 12 часов в сутки занимался извозом в Нью-Йорке. Результатом такой подготовки помимо любви и восхищения миллионов стала одна из престижных наград – премия Нью-Йоркского общества кинокритиков.

Со временем  стало появляться все больше материалов о прикладном применении доктрины Станиславского. Основные принципы подготовки актеров, разработанные режиссером,  адаптированы и активно применяются при ведении деловых переговоров,  решении личных психологических проблем и даже в подготовке менеджеров продаж. 

Подробнее